Комсомольская правда

Комсомольская правда

Вице-президент Sela Эдуард Остроброд

Вице-президент Sela Эдуард Остроброд

Вице-президент «Sela»: Я верю в позитивную карму

Пять бизнес-советов от Эдуарда Остроборода

Глава одной из крупнейших отечественных марок одежды рассказал «Комсомольской правде», почему предприниматель не должен думать о деньгах, как замотивировать сотрудников – да-да, не только зарплатой – и что делать, если гениальные идеи никак не лезут в голову.

МЕНЯЙТЕ МИР К ЛУЧШЕМУ

«Sela» существует уже более четверти века. Начиналась история марки, как это и положено по всем канонам рассказов о девяностых, совсем не радужно.

– Дядя с отцом торговали вообще всем: микроволновками, супами, шоколадом, компьютерами занимались. Один из товаров – одежда, – рассказывает Эдуард

Предприниматели тогда покупали стоковые китайские вещи и продавали прямо из контейнера. Во времена дефицита товар шел на отлично: выстраивались толпы. Поэтому больше двух штук в одни руки не отдавали, а пенсионеров и ветеранов войны обслуживали без очереди. Уже тогда сформировалась стратегия корпоративно-социальной ответственности.

– Думайте не только о том, как заработать, но и том, как сделать мир лучше. И деньги сами придут, – считает Эдуард. – Например, не так давно мы продавали игрушечных песиков за 300 рублей, а вырученные средства отдавали в фонд кинологов, которые выращивают и дрессируют собак-поводырей для слепых людей.

СТАНЬТЕ ПОДОПЫТНЫМ КРОЛИКОМ

Но конкурент, как известно, не дремлет.

– Древние индейцы ставили на лошадях клеймо, которое соответствовало характеристикам и породе. Мы тоже поняли, что должны подтверждать качество. И в 1997 году открылся первый фирменный магазин, – рассказал Остробород. – Ведь нам нужен был собственный полигон, чтобы отрабатывать все технологии на себе. Как в фильме «Назад будущее», помните? Изобретатель сам сел в эту машину.

СПЛОТИТЕ КОЛЛЕКТИВ

По мнению бизнесмена, самое сложное – найти и замотивировать команду. Просто предоставить людям возможность заработать денег – это недостаточно. А вот снабдить вкусной едой страну или вырастить новое, более продвинутое поколение – это уже мотив.

– Позитивная карма несет добро, коллектив стимулируют не деньги, а ценности, – отметил он. – Важна и личность руководителя. Это должен быть человек, с которым хочется работать не потому, что у него погоны или морковка в виде денег.

ВЫЯВЛЯЙТЕ ПОТРЕБНОСТИ

Любой желающий может написать письмо Эдуарду. Такая функция есть прямо на сайте.

– Ко мне часто обращаются с коммерческими предложениями. Ремонт помещений, услуги по рекламе… Я не понимаю, почему не спросят, что мы делаем, чего хотим, чем недовольны. Иногда даже по имени не назовут. Просто шаблон, будто получил сообщение: «Такси в аэропорт за 500 рублей», – шутит он. – Пообщайтесь и покажите, что ваш товар интересен, что продаете не то, что вам надо, а то, что необходимо потребителю.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

По словам Остроборода, ему нетрудно сгенерировать проект. Поиск идей – черта человека. Однако бизнес-муза приходит не к каждому. И ни в коем случае не стоит корить себя, если вас она обходит стороной.

– Кто-то может написать мелодию, а некоторые будут виртуозно играть по нотам, но никогда ничего не создадут. Если сложно придумать, возьмите того, кому это легко дается – и музицируйте вместе. Получится замечательный тандем. Не надо себя насиловать. У всех людей что-то получается лучше, а что-то хуже.

Илья Крушевский