E-xecutive.ru

E-xecutive.ru

Эдуард Остроброд: «Когда началась новая эпоха?»

Рубль падает, доллар растет. Ритейлеры вынуждены сокращать расходы и оптимизировать бизнес. В этих условиях сеть SELA … открывает новые магазины. В 2014 году открыто 10, в планах – открыть еще 9. СобеседникExecutive.ru – вице-президент компании Эдуард Остроброд.

Executive.ru: Эдуард, статистика показывает, что 2014 год выдался очень сложный. Как обстоят дела в вашем бизнесе?

Эдуард Остроброд: У меня есть золотое правило – о бизнесе, как о покойнике: либо хорошо, либо никак. Мне всегда хочется выдавать в массы позитивный, оптимистичный настрой, ведь про проблемы и так все знают. Зачем же бесконечно их повторять? Если бизнес идет плохо, лучше уж тогда молчать и ждать своего звездного часа, когда вами можно будет гордиться. Если подводить итоги 2014 года, то условия на рынке изменились. Поэтому пришлось еще раз все перепроверить: пройтись по всем неэффективным процедурам, по персоналу. Одних людей мы взяли на работу из-за того, что была возможность, но сейчас без них явно можно обойтись. Когда была большая маржа, можно было позволить себе некую роскошь. Сейчас малоэффективных сотрудников пришлось уволить. Бизнес-процессы, которые были отточены не на 100%, также были доработаны. Например, мы упускали клиентов из-за недостаточно налаженной сортировки товара в магазине. Если раньше клиент не находил в магазине своего размера или цвета, он готов был придти еще раз, но сейчас такие вещи люди уже не прощают. Также в 2014 году мы активно пересматривали арендные отношения – в связи с изменившейся ситуацией вели переговоры с арендодателями. Они уже с большим пониманием относились к нашим просьбам и шли на компромисс, за что мы им очень благодарны. Такой подход в бизнесе мы ценим. Хотя мы работаем на хороших площадках, но арендаторы пошли нам навстречу, и мы этого не забудем.

Executive.ru: В кризис при оптимизации персонала первыми обычно сокращают маркетологов, специалистов по связям с общественностью, штатных коучей, психологов, специалистов по персоналу. Кого сокращали вы?

Э.О.: У нас уже не было маркетологов – мы сократили их еще весной 2014 года. Осенью прошла вторая волна по оптимизации персонала в компании. Мы постоянно отслеживаем курс доллара. Когда он подскочил под 36 рублей, это была одна эпоха. А когда перевалил за 38 – началась другая. Мы стали брать людей, которые могут профессионально и эмоционально взять на себя обязанности нескольких сотрудников. Есть люди, которые говорят, что будут выполнять только свои функции. И есть те, которые признают, что сейчас тяжелые времена и надо подтянуть пояса, что надо – сделаем и поможем. Как правило, такие люди лояльны компании и остаются в ней на долгое время. И в хорошие времена они идут на повышение и доплаты. Люди проявляются в сложные времена, потому что когда все хорошо, очень трудно понять, как поведет себя человек при других условиях. А когда есть проблемы, то сразу все становится понятно. В компании HR-службе следует выстраивать «натуральный природный фильтр» не только по профессиональным навыкам, но и по человеческим личностным качествам сотрудников. Нам должно быть понятно, пойдем ли мы с ними в разведку. Полного бездаря мы не будем оставлять совершенно точно. Более того, такого мы и брать не будем. Если человек профессионален, но не лоялен, в кризис он отойдет в сторону. И в компании в сложные времена останется тот, кто действительно болеет за дело.