Коммерсантъ

Коммерсантъ

На рынке e-commerce в Рунете развивается новая форма партнерства: крупные интернет-холдинги помогают офлайновым ритейлерам запускать онлайн-продажи. Самая активная категория клиентов — одежные сети.

“Спрос на наши услуги очень сильно повысился в последние месяцы,— рассказывает исполнительный директор KupiVIP E-Commerce Services Мирослав Зубачевский.— Раньше, когда мы искали партнеров, мы получали много отказов, сейчас ситуация диаметрально противоположная: нам приходится отказывать”.

E-Commerce Services — это подразделение одежного интернет-холдинга KupiVIP, которое создает и поддерживает независимые магазины. За 2011-2012 годы оно запустило десять проектов. Основные клиенты — одежные ритейлеры: Adidas, Tom Tailor, Mexx и еще несколько известных транснациональных компаний, которые не разрешают себя называть (публично они говорят, что создали интернет-магазины самостоятельно). В этом году должны запуститься уже девять проектов, в частности для одежных марок Karen Millen и Motivi. Конфликта интересов удается избежать: например, на официальном сайте Karen Millen будут продаваться новые коллекции, а на KupiVIP — прошлые коллекции со скидками.

E-Commerce Services обеспечивает партнерам ИТ-платформу, прием и обработку заказов, call-центр, складское хранение и прочие услуги, необходимые для онлайн-торговли. За это ритейлеры платят 20-25% своих интернет-продаж. Торговля E-Commerce Services приносит KupiVIP четверть выручки (оценивалась в прошлом году в $350 млн), то есть около $90 млн. Неудивительно, что в 2013-м похожие подразделения появились у оператора каталожной торговли Otto Group и Ozon.ru.

“Ведущие одежные сети в последние годы проводили активную экспансию — некоторые открыли даже больше точек, чем нужно,— считает управляющий директор консалтинговой компании Esper Group Дарья Ядерная.— Теперь, когда возможности роста в офлайне ограниченны, они активнее занимаются онлайном”. При этом Ядерная полагает, что одежные компании могли бы разобраться с онлайн-продажами самостоятельно, но не верят в свои силы.

Цены в онлайне обычно на 5-10% ниже, но чаще не это привлекает покупателей, а удобство покупки. Тем не менее пока интернет-продажи занимают в выручке одежных марок в среднем всего 2%. В будущем ситуация может измениться. В частности, вице-президент корпорации Sela Эдуард Остроброд недавно заявил, что в течение трех лет хочет довести долю интернет-продаж до 20% (СФ N7/2013). Но составить конкуренцию нынешним лидерам e-commerce, как это произошло в сегменте электронной и бытовой техники, где “М.Видео” и “Эльдорадо” превратились в крупных онлайн-игроков, одежные сети едва ли смогут. Они представляют монобрэндовую продукцию, а значит, их ассортимент заведомо ограничен. Единственное, чего стоит опасаться KupiVIP и Ozon, так это того, что, почувствовав вкус к электронной торговле, офлайновые ритейлеры займутся ею без посредников.

Эксперт

Борис Овчинников, совладелец Data Insight:

— Если ритейлер до 2012-2013 годов не обзавелся своим интернет-магазином, скорее всего, он уже решил: создание онлайн-канала собственными силами для него слишком хлопотно и невыгодно. Такие ритейлеры надолго или навсегда останутся клиентами компаний, предлагающих готовые решения в сфере e-commerce.